/ 18+
16:36, 06.03.2015 / 8 комментариев
Рубрики: Медицинская власть

Как будут лечить петербуржцев и платить зарплату врачам в 2015 году с сокращенным бюджетом

Расходы бюджета Петербурга секвестируются, значит, сокращается и финансирование медицины, по плану - более чем на 1 млрд рублей. Как это скажется на доступности медицинской помощи для петербуржцев и на зарплате тех, кто ее оказывает, «Доктор Питер» узнавал у заместителя председателя комздрава Константина Клюковкина.

Как будут лечить петербуржцев и платить зарплату врачам в 2015 году с сокращенным бюджетом
Фото: фото: Сергей Вдовин/ДП

Комитет финансов Петербурга предложил комитету по здравоохранению сократить запланированные на 2015 год расходы в сумме 1,406 млрд. Это 2,6 процента финансирования системы здравоохранения Петербурга из городского бюджета. 
 
- Константин Сергеевич, возможно ли такое сокращение финансирования системы здравоохранения, если учесть, что ее бюджет уже составлялся с расчетом на экономию в 2015 году? 
 
- Мы подготовили свои предложения по секвестированию бюджета на 1,018 млрд. Тут важно пояснить, что в здравоохранении Петербурга есть особенность – значительная часть предусмотренных нашим бюджетом расходов закреплены законом о Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Это социальные обязательства города перед населением. Сохранить достигнутые доступность и качество медицинской помощи сегодня – основная задача, и об этом всегда идет речь при обсуждении антикризисных мер и на федеральном уровне, и на уровне правительства Петербурга. 
Исходя из этого, мы посчитали возможным сократить бюджет в той его части, что была направлена на развитие – его можно отложить на будущее. Сократили закупку автотранспорта, также сократили расходы, связанные с ремонтом, приобретением оборудования. Кроме того, из-за переноса сроков введения некоторых объектов здравоохранения на 2016 год отпала необходимость проводить закупку немонтируемого оборудования в этом году. 
 
- Продолжится ли в Петербурге сокращение коечного фонда, а с ним – сокращение штатов медработников, следовательно, экономия на их зарплате?
 
- Реструктуризация коечного фонда продолжится, но как в 2014 году она не влияла на численность работающих, так и в этом году влиять не будет – сокращались незанятые штатные единицы. Число реально работающих остается при этом прежним. 
 
- Но если не будет сокращения штатов, а число коек сократится без сокращения числа пациентов (за счет интенсивности лечения с применением новых технологий, как это сейчас декларируется), то за счет чего будут «высвобождаться средства»?
 
- В бюджетной системе, в отличие от системы ОМС, плановое задание для стационара рассчитывается, исходя из койко-дней. Независимо от того, сколько человек пролечились за определенный период на одной койке, финансируется именно койка. Так что средства будут высвобождаться за счет сокращения коек, а оно будет проводиться за счет интенсификации, использования современных методов лечения, развития дневных стационаров, смещения объемов на амбулаторный этап. Кроме того, в связи с замедлением роста средней зарплаты по региону, уменьшится и запланированный рост зарплаты. По предварительным расчетам, оптимизация коечного фонда в 2015 году - это экономия еще 70 млн рублей.
 
- Какие статьи бюджета комздрава точно не будут секвестироваться?
 
- Это, скажем так, защищенные статьи: высокотехнологичная медицинская помощь (1,2 млрд рублей), лекарственное обеспечение льготников (2 млрд), а также те средства бюджета, которые переданы в Терфонд ОМС на выполнение Терпрограммы ОМС и предназначены для оказания медицинской помощи — они защищены законом Петербурга.
 
- Приближается время обсуждения поправок в бюджет, которыми, наоборот, вносятся предложения по увеличению финансирования. На что комздрав будет просить дополнительное финансирование?
 
- Прежде всего, на те дополнительные расходные обязательства, которые возникли в конце прошлого года уже после принятия бюджета Петербурга. Например, в федеральной программе госгарантий правительство РФ в конце ноября 2014 года установило новые цены на высокотехнологичные виды помощи, оказываемые за счет бюджета, а также установило новую структуру расходования этих средств. Чтобы оказать эту медицинскую помощь в запланированном объеме, нужны дополнительные средства. 
 
- Уже просчитано, куда и как будут направляться деньги на медицинскую помощь петербуржцам. На какие ее виды будет тратиться меньше денег, а на какие – больше, чем в прошлом году?
 
- Объемы не уменьшаются ни по одному из видов медицинской помощи. Есть приоритетные направления, куда мы можем направить больше денег, чем в предыдущие годы. 
 
Как вы знаете, 2015 год – год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В Петербурге и прежде много внимания уделялось снижению смертности при этой патологии. А на 2015 год запланировано более чем на 30% увеличить количество операций по ангиопластике со стентированием и более чем на 40% - количество операций аорто-коронарного шунтирования.
Напомню еще, что руководство страны поставило перед системой здравоохранения цель – увеличить объемы высокотехнологичной помощи к 2017 году в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. 
 
В Петербурге объем финансирования на ВМП в 2015 году с учетом всех источников (средства городского бюджета, субсидия федерального бюджета, средства ОМС) составит 4,3 млрд. рублей, что в 1,44 раза превышает объемы 2013 года.  
 
Что касается федеральных субсидий на ВМП, то 2015 году в порядок определения их размера внесены изменения. Петербург, как и еще 6 субъектов РФ, в 2014 году использовал федеральные средства, выделенные на высокотехнологичную помощь  полностью, - на 100 процентов. Для этих регионов, в соответствии с новой методикой, предусматривается возможность оказания за счет федеральных средств высокотехнологичной помощи жителям и других субъектов РФ – для них выделяются  дополнительные объемы финансирования и количество квот по профилям. Для петербуржцев это ничего не меняет, но для медицинских учреждений города это возможность получения дополнительного дохода. А для нашей 1-й детской больницы позволит решить проблему лечения тяжелобольных детей из соседних регионов.
 
- Вы сказали, что расходы по «дорожной карте» уменьшатся, и зарплата медработников будет расти не так, как было запланировано. Как это выглядит в цифрах? 
 
- По прогнозу, сделанному в прошлом году, средняя зарплата по региону должна была составлять 45,4 тысячи рублей, а сегодняшние расчеты говорят о том, что она составит 43,4 тысяч рублей. А поскольку рост зарплаты работников системы здравоохранения поставлен в прямую зависимость от средней по региону, значит и целевые показатели «дорожной карты» стали другими. Так, например, по врачебному персоналу для достижения целевых значений нам необходимо увеличить средний уровень зарплаты на 5,5%. По медсестрам и младшему медперсоналу мы уже достигли плановых показателей 2015 года. По итогам 2014 года средняя зарплата врачей составила 56,2 тысяч рублей, среднего медперсонала - 37,3 тысяч рублей, младшего - 22,7 тысяч рублей. Целевые значения средней зарплаты в 2015 году выглядит так:
Врачи - 59,5 тысяч рублей
Средний медперсонал – 35,4 тысяч рублей
Младший медперсонал – 22,8 тысяч рублей.
 
- Сейчас в правительстве РФ раздаются предложения о «заморозке» зарплаты бюджетникам на уровне 2014 года. Это значит, что, например, среднему медперсоналу можно уменьшать зарплату до показателя в 35,4 тысячи рублей?
 
- Вопрос об изменении майских указов президента не поднимается. «Заморозка» и выполнение целевых показателей – не взаимоисключающие понятия. Рекомендации звучат по-другому: если регионы достигли целевых показателей 2015 года, то дальнейшее их увеличение должно проводиться исходя из финансовых возможностей медицинских учреждений.
 
- В системе ОМС доля зарплаты в некоторых тарифах доходила в 2014 году едва ли не до 90%. Остальное – расходы на лекарства, расходные материалы, медицинские изделия… А они выросли соответственно росту курса валют. Значит ли это, что соотношение зарплаты и обеспечение лечебного процесса в тарифе на оказание медицинской помощи должно измениться? 
 
- Когда мы говорим о структуре тарифа, а не о расходах по учреждению в целом, мы говорим о возмещении затрат при конкретном клиническом случае – медикаменты, расходные материалы, изделия медицинского назначения. Эта составляющая заложена в тариф для данного законченного случая лечения. А фонд оплаты труда складывается из суммы средств, полученных клиникой за всех пролеченных пациентов. Сохранять и увеличивать фонд заработной платы можно не только за счет увеличения тарифа, но и за счет увеличения объемов работы. По расходным материалам это ничего не меняет, но если учреждение будет работать более интенсивно, то и средств на зарплату оно получит больше. 
 
- Что делается в городе, чтобы обеспечить закупки расходных материалов, в том числе лекарств, в достаточном для лечения петербуржцев объеме? Правительство РФ провозгласило курс на импортозамещение, централизацию и оптимизацию закупок…  
 
- Комитет планирует проанализировать закупки в госпитальном секторе, в том числе по группам препаратов, которые экономически выгодно приобретать совместно, затем будем создавать условия для централизации закупок. В дальнейшем может рассматриваться вопрос о переходе на длительные трехгодичные контракты на закупку лекарств и расходных материалов. 

© Доктор Питер


Ссылка на полную версию материала: https://doctorpiter.ru/articles/11300/