/ 18+
18:13, 12.04.2012 / 7 комментариев
Рубрики: Медицинская власть

30 процентов выпускников медуниверситета им. Мечникова не идут в здравоохранение

Ректором нового вуза – Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова избран Отари Хурцилава, который до этого почти пять лет возглавлял МАПО.

30 процентов выпускников медуниверситета им. Мечникова не идут в здравоохранение

С момента объединения двух вузов – МАПО и СПбГМА - прошло меньше года, с июля 2011 года в них происходят изменения. Как они отразятся на абитуриентах и студентах? Ректора СЗГМУ им. Мечникова об этом спрашивал «Доктор Питер».

- Отари Гивиевич, что изменилось с момента объединения?

- Изменения, можно сказать, только начинаются. Потому что собственно юридическое объединение - 12 октября новый вуз был зарегистрирован – всего лишь старт. Все было непросто, потому что опыта такого рода объединений в России ни у кого не было. Затем мы начали следующий этап работы в нескольких направлениях – образовательном, научном и клиническом. Невозможно просто объединиться и оставить все структуры в прежнем виде. Скажем, в СПбГМА было 78 кафедр и 80 – в МАПО, всего 158 кафедр. После объединения стало 112. Но и таким количеством кафедр управлять не просто.

- То есть, объединение кафедр продолжится?

- Скорее всего. Прежде чем принимать решения по этому поводу, мы смотрим на процесс преподавания дисциплины: сколько на кафедре студентов, преподавателей, оцениваем качество преподавания, состояние клинической базы. Чтобы выбрать доцентов, профессоров, заведующих на тех кафедрах, что объединились, мы начали аттестацию профессорско-преподавательского состава, а это почти 1,7 тыс сотрудников. На сегодняшний день мы провели аттестацию 14 кафедр, рекомендовали не всех.

Из принятых решений мы не делаем тайны, все будет опубликовано, когда закончится выбор заведующих кафедрами. Но это долгий процесс, он будет продолжаться в течение всего 2012 года.

- Будут ли сокращаться (объединяться) научные направления?

- Мы уже провели реорганизацию научных подразделений. Оставили только те научные лаборатории, что востребованы и проводят научно-исследовательскую работу на высоком уровне, публикации. Более того, мы укрепили Институт микологии, поручили заведующей кафедрой микологии последипломного образования руководство, как студенческой кафедрой, так и послевузовской, расширили ее область деятельности – кафедра микробиологии теперь занимается не одним возбудителем (грибами), а всеми – бактериями, вирусами, паразитами. Для научного и образовательного процессов важно, чтобы кафедрой или лабораторией руководил лидер в своем направлении. А задача руководства – обеспечить необходимым диагностическим, лечебным, научным, учебным оборудованием.

- Самые большие изменения коснутся вузовского образования. Что конкретно будет меняться?

- Мы разработали концепцию развития университета, ее одобрили на всех уровнях, и сейчас готовим документы для представления в правительство РФ.

Главное, чего мы хотим сделать с ее помощью – остановить тиражирование выпускников. Потому что выпускник с дипломом - еще не специалист. Наша задача – выпустить специалистов, уважаемых и востребованных на рынке медицинских услуг: в первичном звене, в мобильных бригадах «Скорой помощи», в стационарных отделениях экстренной помощи, в стационарах плановой помощи, Роспотребнадзоре. За знания, навыки, компетенцию своего выпускника мы будем нести солидарную юридическую ответственность перед обществом и перед пациентом. Законодательно такие требования еще не установлены, мы сами ставим себе такую планку. Но с 2017-2018 года, уверен, она станет обязательной для всех. К этому надо быть готовыми тем, кто выберет профессию врача и будет поступать в 2012 году и в последующие годы.

Еще одна, не менее важная задача: восстановить нравственные принципы выпускника медицинского вуза, о которых сегодня мы знаем только из литературы.

- Из-за того, что многие выпускники вузов не идут работать по специальности, вы в свое время предлагали сократить количество мест. Ваше мнение не изменилось?

- По некоторым специальностям около 30 % выпускников нашего вуза, получивших образование за государственный счет, не идут в здравоохранение. Поэтому я по-прежнему за то, чтобы сократить число студентов-бюджетников. Но тут есть другая проблема - от числа студентов зависит и штат преподавателей. Хотя в соответствии с ФЗ-83 прежней зависимости в этом смысле уже нет, главное требование - качественное выполнение госзадания. Как и все вузы, мы участвуем в конкурсе на выделение нам бюджетных мест, в прошлом году мы получили 530 мест, в этом году сократим.

У нас есть возможность выйти на свободный рынок и принять студентов на внебюджетной основе. Недостатка в желающих учиться у нас платно нет. Есть другая проблема: внебюджетники плохо учатся. Вероятно, оттого, что уверены: «Мы заплатили, значит, никуда не денетесь и выдадите диплом». Это не так. Мы не торгуем дипломами. Деньги возьмем и будем учить, но если учиться не хотите, насильно никто держать не будет.

- Какие новые правила вы собираетесь ввести для абитуриентов-2012?

- Надеюсь, что министерство здравоохранения и образования поддержит наше предложение о введении дополнительных испытаний для поступающих в медицинский вуз: ЕГЭ для нас – недостаточный показатель.

Кроме того, я думаю что абитуриент должен проходить через психологическое тестирование, для определения профессионального предназначения, может у человека совершенно другое призвание? Конечно, ни в каком законе про такое тестирование нет ни слова, и оно может быть воспринято болезненно, но пройдет какое-то время и станет понятно, что это важный критерий отбора. В этом году с первого курса ушли ребята – почти 30 человек, потому что не смогли учиться – не успевали.

Еще одна важная для нашего вуза новость касается так называемой студентами медико-профилактического факультета «переучки» на лечебников. В этом году министерство здравоохранения категорически ее запретило. Как и прежде, СЗГМУ им. Мечникова - самый крупный вуз в стране, который выпускает специалистов для санитарно-эпидемиологических служб (Росздравнадзора). Как выяснилось, многие выбирали медико-профилактический факультет только потому, что туда легче было поступить. При этом абитуриентам предлагали поступить на этот факультет, окончить его и «быстренько переучиться» на врачей лечебных специальностей: из 300 выпускников 100 не хотят быть врачами-гигиенистами.

Что делать сейчас? Для нас это большая проблема. Для выпускников ближайших лет мы вместе с Минздравсоцразвития пытаемся решить, кем они смогут работать: врачами-лаборантами, микробиологами.

Только с 2014 года выпускники медико-профилактического факультета смогут получить специальность врача-лечебника. Для этого сейчас разрабатывается программа трехлетнего переучивания. То есть, 6 лет учебы на медико-профилактическом факультете плюс 3 года на лечебном. А дальше, как и у всех, – клиническая ординатура.

- Изменится ли количество факультетов в части вузовского образования?

- Да, мы откроем еще два факультета – стоматологический и педиатрический. Дополнительно набирать профессорско-преподавательский состав на эти факультеты не надо – у нас есть свои факультеты последипломного образования. Сейчас прорабатывается концепция вузовского образования по этим направлениям.

- Сохранится ли у вас бюджетная клиническая ординатура и не вырастет ли цена обучения на базе бывшей академии Мечникова до стоимости обучения в ординатуре МАПО (она всегда была самой высокой в городе)?

- Министерство по-прежнему выделяет нам места в клинической ординатуре и на конкурсной основе выпускник может быть зачислен в ординатуру по специальностям, которые финансируются федеральным бюджетом. Есть целевая клиническая ординатура, когда Минздравсоцразвития по запросу регионов отправляет к нам на учебу клинических ординаторов. И есть платная. Набор проводится на конкурсной основе, даже в платную ординатуру на одно место, бывает, претендуют до 15 человек.

Что касается стоимости обучения, то на ученом совете мы утвердили единые цены по всему университету. Сделали их ближе к среднегородским, но и сейчас мы не демпингуем, тем более что есть такие специальности, на которые мы регулируем прием только ценой – не можем принять всех желающих (дерматовенерология, стоматология, пластическая хирургия).

- Начались ли какие-то изменения в образовательном процессе?

- В этом году мы создадим симуляционный центр, в котором студенты будут обучаться на современных фантомах. С первого сентября студентам 4-го курса будет предоставлена возможность работать медсестрами и медбратьями в наших клиниках. Если всем желающим рабочих мест не хватит, они смогут работать и в городских учреждениях, об этом им рассказывала министр. Когда будет утверждена наша концепция, можно будет говорить и о кардинальных изменениях.

Ирина Багликова

© Доктор Питер


Ссылка на полную версию материала: https://doctorpiter.ru/articles/3694/