/ 18+
10:00, 14.12.2012 / 1 комментарий
Рубрики: Альтернативная медицина, Неврология

Что делать, если ребенок молчит

Если у ребенка до года случаются судороги, он с трудом и с опозданием начал ползать, садиться, ходить, не говорит, когда другие дети уже пытаются высказываться целыми предложениями, значит, есть проблемы. Откуда они берутся и как с ними справиться, рассказывает Вера Строганова, к.м.н., детский невролог медицинского центра «Прогноз-Рыбацкое».

Что делать, если ребенок молчит
Фото: фото с clip.dn.ua

– Задержка умственного, моторного и психомоторного развития может быть связана со многими причинами. Довольно распространенная причина задержки умственного развития — инфекции, передающиеся половым путем. Они могут вызывать внутриутробное поражение мозга у плода. Герпес и цитомегалия, микоплазма, хламидия, уреаплазмы, гонорея, сифилис часто протекают бессимптомно, и беременная женщина, не прошедшая предварительного обследования, даже не подозревает об их существовании. А беременность — это стресс для женского организма и на его фоне (а может быть даже на фоне обычной простуды во время беременности) скрытая инфекция может принять агрессивную форму, от чего страдает в первую очередь еще не родившийся ребенок. В родах дети, пострадавшие внутриутробно, дополнительно травмируются, поскольку инфекция воздействует в первую очередь на мозг: нарушается природный механизм прохождения через родовые пути — плод ведет себя «неправильно».

Заражение может произойти во время родов: в процессе контакта слизистых носа и рта плода с инфицированными родовыми путями матери. А далее проявляется та или иная проблема, в зависимости от инфекционной нагрузки. Хорошо, если она обнаруживается сразу после рождения, тогда ребенку назначается курс антибиотиков в стационаре. Однако инфекционный процесс может стать хроническим — проходят недели или даже месяцы, когда обнаруживается отставание ребенка в развитии, которое с возрастом становится все более заметным для окружающих.

За последнее десятилетие заметно выросло число детей, страдающих задержкой речевого развития. Тут инфекции имеют значение лишь в случае, если стали причиной неврологических расстройств. А чаще всего самая распространенная причина молчания ребенка — нарушение кровообращения, связанное с компрессией сосудов. То есть, сосуды, снабжающие речевую зону головного мозга, пережимаются позвонками или смещенными в родах костями черепа (черепные швы у ребенка открыты, при компрессии они закрываются неправильно).

Пока малыш лежит и ползает, он бормочет и произносит какие-то звуки, похожие на слоги и слова. Это называется лепетной речью и говорит о том, ребенок развивается правильно. Когда он начинает ходить, бегать, речь пропадает. Из-за того, что он часто неудачно и резко падает, шлепается на попу, ударяется головой, позвонки прижимаются друг к другу, сдавливают сосуды, снабжающие мозг, и речевое развитие на какое-то время оказывается отсроченным.

У таких детей, если нет сопутствующего поражения головного мозга или шейной травмы, речь постепенно восстанавливается сама собой. Но если есть смещение шейных позвонков и их компрессия или выраженное смещение пластин черепа друг относительно друга со сдавливанием сосудов каротидного бассейна головного мозга, то без помощи детского невролога и врача-остеопата обойтись невозможно.

Как правило, такие нарушения возникают из-за осложненных родов: проходя по родовым путям, эти пластины меняют положение и могут не восстановить его после появления ребенка на свет. Особенно часто это происходит у малышей, чьи мамы носят джинсы 42-го размера, а рожают детей весом 3,5 – 4 кг. Или у тех, чьим мамам делали незапланированное кесарево сечение: ребенок уже идет по родовым путям, но возникает проблема, из-за которой принимается экстренное решение о кесаревом сечении.

Родовое травматическое и компрессионное сдавливание черепа и шейных позвонков приводит к нарушению кровоснабжения разных отделов головного мозга. Снижение притока крови к его затылочным и височным долям в течение длительного времени становится хроническим и приводит к повышению электровозбудимости мозга. У одних это проявляется судорожными приступами, у других — заиканием, затруднениями в речи…

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Поэтому родителям нельзя ждать, когда ребенок заговорит сам, внимание к становлению речи надо уделять с раннего возраста, особенно если есть причины для беспокойства (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические расстройства). Надо своевременно обратиться за помощью к неврологу и психологу, логопеду.

Прежде чем назначать лечение, выясняется причина, по которой произошла задержка развития. Как правило, грамотная терапия и следование советам специалистов позволяют к школьному возрасту преодолеть недоразвитие речи и ребенок не ощущает трудностей в овладении школьной программой и в общении со сверстниками.

Обычно назначается ультразвуковое исследование структур головного мозга, состояния шейных позвонков, а также сосудов головного мозга с помощью транскраниальной допплерографии, а в сложных случаях — МРТ. Желательно, чтобы ребенка осмотрел остеопат, который может улучшить кровоснабжение головного мозга с помощью остеопатического лечения. А на его фоне назначается сопутствующая медикаментозная терапия.

«Медицинский центр Прогноз — Рыбацкое»

Адрес в Санкт-Петербурге:
Караваевская ул., д. 30
Телефон: (812) 700-83-15 и 8 (911) 9988315

На правах рекламы
Лицензия  № 78-01-002670 от 06.04.2012
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

© Доктор Питер


Ссылка на полную версию материала: https://doctorpiter.ru/articles/5407/