/ 18+
14:50, 14.08.2014 / 25 комментариев
Рубрики: Медицинская власть

Почему врачей Петербурга не обрадовала зарплата с увеличенной гарантированной частью

Медработники городской системы здравоохранения Петербурга получили первую зарплату, начисленную по новым правилам. В процессе пересчета главные врачи медучреждений хватались за голову: если в июле они еще способны на выплату таких сумм, то дальше денег хватать не будет. Однако в комитете по здравоохранению уверены: паники по этому поводу быть не может.

Почему врачей Петербурга не обрадовала зарплата с увеличенной гарантированной частью
Фото: фото: Сергей Коньков / ДП

Напомним, весной 2014 года Терком профсоюзов медицинских работников Петербурга организовал акцию протеста, одним из требований которой было изменение гарантированной части заработной платы, обеспечивающей хотя бы относительную материальную стабильность и возможность отказаться от работы на 1,5–2 ставки. Гарантированная часть зарплаты с 1 июля выросла, но почему–то этим недовольны сегодня и рядовые, и главные врачи. Стоило ли вообще заниматься изменениями в системе тарификации и что мы ждем в результате? На эти и другие вопросы «Доктору Питеру» отвечает заместитель председателя комитета по здравоохранению Константин Клюковкин.

– Константин Сергеевич, читатели «Доктора Питера» предполагали, вероятно, что с увеличением гарантированной части заработной платы общая сумма ежемесячных выплат увеличится. Но этого не произошло, более того, они сообщают, что в некоторых клиниках, наоборот, эти суммы уменьшились.

– Уменьшаться заработная плата не должна. Если это происходит, значит, у работника существенно ухудшаются условия труда и для него это повод обратиться в свою первичную профсоюзную организацию, инспекцию по труду или в комитет по здравоохранению. Но она не должна и увеличиваться — новые правила изменили лишь структуру заработной платы (она состоит из гарантированной части плюс стимулирующие выплаты) и никак не повлияли на ее общий размер. Поэтому в целом работники должны получать столько же, сколько получали прежде.

Напомню, все силы в регионах брошены на то, чтобы выполнить «дорожную карту» в части повышения заработной платы медицинских работников и достичь целевых показателей, обозначенных в Указе президента №597 и в соответствующем распоряжении правительства №2190. В этих программных документах четко определены цели по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных учреждений.

Первая цель — повышение заработной платы по отношению к средней зарплате по региону: в Петербурге в 2014 году этот целевой показатель составляет 53,82 тыс. руб. (напомню, когда мы говорим о средней заработной плате, речь идет о среднем значении по региону, а не гарантированной каждому работнику уровню заработной платы).

В прошлом году все усилия были направлены на то, чтобы достичь обозначенных в нормативных документах целевых значений. Достигли. При этом мы часто сталкивались с диспропорцией в оплате труда работников: в одном учреждении специалисты, выполняющие одинаковый объем работы и имеющие одинаковые функциональные обязанности могут получать разную зарплату, не говоря уже о специалистах одного уровня из разных учреждений. С этой же проблемой, если помните, к президенту обратилась и сотрудница одной из петербургских клиник.

И здесь уместно сказать о второй цели программы — устранение диспропорций в оплате труда медработников и установление оптимального соотношения между гарантированной частью оплаты и стимулирующими выплатами, чтобы медики получили наконец некую стабильность и предсказуемость в материальной оценке своего труда. Эту задачу и выполняет изданное комитетом по здравоохранению Петербурга распоряжение № 213–р, которое изменило структуру заработной платы. Подчеркиваю, перерасчет, произведенный в соответствии с этим распоряжением, не влияет на общий размер зарплаты, а только на ее гарантированную часть.

И нужно сказать о третьей цели программы – увязке заработной платы с конкретными результатами работы, от которых зависят размеры стимулирующих выплат. Это предполагает полный переход на эффективный контракт.

– За счет чего меняется структура оплаты труда?

– Распоряжением регламентируются два коэффициента: коэффициент специфики труда (учитываются условия труда) и коэффициент стажа. Если помните, весной очень много говорили об уровне оплаты труда молодых специалистов, которым трудно себя реализовать на рынке медицинских услуг без опыта, поэтому они не идут в государственную медицину. Мы учли это и пересмотрели коэффициенты стажа с тем, чтобы улучшить условия оплаты труда всем, но в первую очередь — молодым специалистам.

– В результате появились жалобы на то, что должностные оклады у специалистов с большим стажем и совсем без стажа увеличились непропорционально.

– Да, рост должностного оклада в процентном соотношении у молодых специалистов оказался выше. Но прежде чем критиковать это решение, предлагаю посмотреть на ситуацию объективно: в отличие от опытного, у молодого специалиста меньше возможностей для заработка, в оказании платных услуг они практически не востребованы, поэтому их основной заработок — должностной оклад.

– Приведите, пожалуйста, примеры, насколько иными стали суммы должностного оклада в связи с введением новых коэффициентов. На последнем заседании правительства председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин сообщил, что в среднем они должны вырасти на 5–10 тысяч рублей.

– Например, у участкового врача поликлиники, не имеющего ни стажа, ни квалификационной категории должностной оклад до 1 июля составлял 15915 рублей, с 1 июля – 23160. У врача со стажем более 10 лет, имеющего I квалификационную категорию оклад был 23 000 руб, с 1 июля — 29000 рублей. Другие примеры: врач клинической лабораторной диагностики имел до 1 июля должностной оклад в сумме 13400 рублей, а с 1 июля – 20780 рублей; у молодого специалиста – врач–хирурга в стационаре оклад был 17800 рублей, стал – 25000 рублей; у педиатра в стационаре без стажа и категории был 13600, стал — 18400 рублей. Плюс компенсационные выплаты, которые тоже вошли в гарантированную часть заработной платы.

– Сегодня руководители медицинских учреждений в панике, говорят о том, что денег у учреждений не хватит на выплаты зарплат по новым расчетам. А еще о том, что теперь фонд заработной платы будет составлять большую часть тарифа за оказанную медицинскую помощь, что приведет к недостатку средств на лекарства, питание, расходные материалы.  

– Фонд оплаты труда не вырастет и структура расходов учреждения из–за изменения структуры оплаты труда не изменится. Повторяю, вырасти должна только гарантированная часть оплаты труда, общая сумма заработной платы остается прежней, потому что стимулирующая часть – за количественные и качественные показатели работы — может уменьшаться.

– Может, но не должна?

– Это зависит от финансовых возможностей учреждения. Если, скажем, работник получал заработную плату в сумме 40 тысяч рублей, из них 60% была гарантированная часть, а 40% – стимулирующая. По новой тарификации гарантированная может составлять уже 70%, а стимулирующая – 30%.  У администрации нет обязательств сохранять в прежнем объеме стимулирующую часть выплат. Но если у учреждения есть свободные средства, то почему нет? Расчет стимулирующих выплат проводится по балльной системе – от количества набранных баллов зависит их размер. Есть средства – выплаты больше, нет – меньше. Но в любом случае количество баллов определяет справедливость вознаграждения.

– Но за время, в течение которого они выплачивались, его воспринимают уже не только справедливым, но и «неизбежным». Медработники считали это вознаграждение уже узаконенным, а теперь их суммы меняются. В связи с этим, кстати, главные врачи уверены, что оказались лишены возможностей для стимулирования труда сотрудников, и беспокоятся, что размеры стимулирующих выплат снизятся настолько, что станут сотрудникам неинтересны. Может такое быть?

– Может, и мы этого не исключаем. Нужно быть готовым к тому, что до конца 2014 года стимулирующая часть зарплаты в некоторых учреждениях уменьшится.

В полной мере стимулирующая часть заработает только с 2015 года, когда вырастут целевые показатели зарплаты, для врачей прирост составит 15,5%, При этом гарантированная часть за счет индексации увеличится на 6,5%, значит, доля стимулирующих выплат будет больше. А в 2016 году запланирован рост целевого уровня зарплаты врачей еще почти на 29%, но гарантированная часть будет расти не столь заметно. Дальнейший рост зарплаты будет происходить в основном за счет стимулирующей части и тогда уже в полной мере заработает эффективный контракт, с помощью которого итоговая заработная плата будет напрямую зависеть от конкретных результатов работы.

– Когда система здравоохранения Петербурга полностью перейдет на эффективные контракты? Помнится, Минздрав обязал перевести на них в первую очередь главных врачей медучреждений.

– Мы подошли уже к этому этапу вплотную. На 1 июля 2014 года 39% учреждений в городе приступили к переводу работников на эффективные контракты. 43% работников уже такие контракты заключили. Это очень большая работа для учреждения – подготовить нормативную базу для такого перехода, разработать перечень показателей для начисления баллов, согласовать полученные результаты  с профсоюзной организацией и коллективом. А потом уже заключить контракты с каждым работником, в которых будут указаны перечни показателей, за достижение которых начисляются стимулирующие выплаты в определенном размере. Что касается главных врачей, то все они эффективные контракты уже заключили.  

– Какие показатели стали определяющими для оценки эффективности их работы?

– Они зависят от типа учреждения, по сути это основные показатели работы всего учреждения – выполнение планового задания, показатели качества (уровень больничной летальности, хирургической активности, число послеоперационных осложнений, процент расхождений между клиническим и патологоанатомическим диагнозом и другие), объемы помощи и еще целый ряд других управляемых показателей, то есть зависящих от грамотного менеджмента.

– И все же непонятно, почему администрация медицинских учреждений так напугана новым расчетом заработной платы с увеличением ее гарантированной части? То ли прежде они имели возможность экономить на стимулирующих выплатах, то ли опасаются, что плановые задания на 2014 год уже выполнены и финансирования ждать неоткуда? А как сообщалось ранее, за перевыполнение плана, то есть за превышение запланированного числа пролеченных пациентов, даже 35% от тарифа больше из фонда ОМС перечислять не будут.

– Скорее, второе. К нам тоже приходили письма, в которых руководство клиник сообщало об ожидаемых проблемах с выплатой зарплаты и просило увеличить плановое задание. В связи с этим мы запросили все медицинские учреждения предоставить нам информацию о расчете зарплаты при переходе на новый порядок до конца недели и посмотрим, насколько обоснованы их опасения. Будем их анализировать и принимать решения: среди обращающихся к нам – не только медучреждения, которые не смогли до сих пор довести уровень заработной платы до показателей «дорожной карты», но и те, у кого они заметно выше.

© Доктор Питер


Ссылка на полную версию материала: https://doctorpiter.ru/articles/9918/